52-62-97

52-66-53

г. Томск, ул. Гагарина, 38

Пн-Пт: с 09:00 до 18:00

перерыв с 13:00 до 14:00

​Литературно-музыкальная гостиная «При свечах» посвящена Майе Владимировне Кристалинской.

Майя Кристалинская поет и грудного голоса волной,

Обнимая, увлекает нас в пору ту, где было все весной.

И сама пушистая зима, и осенний вымокший денек,

И ночей июльских жарких тьма, и апреля солнечный глоток.

Было все осеннею порой, когда время обернулось вспять

Вторя поговорке озорной, той, где баба ягодка опять…

Горьковатым лиственным дымком пахли осени сады

Был друзьям открыт наш общий дом, а всего дороже - рядом ты,

Самое надежное плечо, ироничный мудрый добрый взгляд…

Все, что к жизни, радуя, влечет , было счастьем много лет подряд,

А еще озвучено оно было теплым голосом грудным,

И хоть нет ее давным - давно, до сих пор он слышится родным

Руфь Тамарина

Всем добрый день. Сегодня нашу литературно-музыкальную. гостиную «При свечах» я открываю строчками известной поэтессы, нашей землячки-томички, Руфь Тамариной, которая вложила душу в эти стихи. Да, мы сегодня с Вами поговорим о Майе Владимировне Кристалинской, популярнейшей исполнительнице песен 60-70- х годов 20века. Еепоказ и исполнение песенпо телевизору все ждали с нетерпением, а кому повезло, имели пластинки с ее голосом, и часто, летом выставляли граммофоны на окна и…лился ее голос, который был очень далеко слышен.

Майя Владимировна Кристалинская родилась 24 февраля 1932 года в Москве в русско-еврейской семье. Ее отец, Владимир Григорьевич был родом из Черниговской губернии, позже окончил могилевское реальное училище. Мама, Валентина Яковлевна Пыткина, была родом из Павлодара, всегда была домохозяйкой. Родители познакомились и поженились в Саратове, но вскоре переехали в Москву, где отец Майи, получает высшее образование, окончив художественно - конструкторский факультет Высших художественно-технических курсов. Он работал во Всероссийском обществе слепых, был сочинителем игр, головоломок и кроссвордов для детей, часто печатался в газете «Пионерская правда», был автором книги для детей «Шутки-минутки». С детства Майя любила петь и у нее это получалось не плохо. В годы учебы постоянно участвовала в школьной самодеятельности, посещала детский хоровой коллектив Народного ансамбля песни и танца Центрального дома детей железнодорожников, которым руководил Семен Осипович Дунаевский, брат Исаака Дунаевского. Майя выступала на школьных концертах, к которымспециально никогда не готовилась, она обладала очень хорошей памятью, легко запоминала тексты, и без долгих репетиций могла спеть правильно любую композицию. В школе она училась очень хорошо, школьные годы для нее быстро прошли. И встал вопрос«куда пойти поступать? « В справочнике для поступающих в вузы Москвы» будущая певица нашла МАИ, смешно, но ей просто понравилось созвучие букв, какимя, и похоже наее имя. И она выбрала этот вуз, отлично сдала вступительные экзамены и стала студенткой программы Экономика самолетостроения Московского авиационного института. Это был далекий 1950 год. В институте она продолжала заниматься художественной самодеятельностью. И вот закончились студенческие годы, распределение в Сибирь, Новосибирск, авиационный завод им.В.Чкалова, но вскоре она возвращается в Москву, так как ее не устроили на положенную должность... А вМоскве на Кристалинскую завели дело как на «самовольно оставившую место работы». Однако до суда оно не дошло – за будущую певицу вступился Артем Тер-Маркарян, преподаватель МАИ и начальник главного управления министерства авиационной промышленности. Он рецензировал дипломный проект Кристалинской в институте и поставил ей высшую оценку на защите. Так же он ее устроил в КБ А.Яковлева., где она проработала три года

Но музыка идет с ней всегда рядом Майя не имела специального музыкального образования. Но и без него она стала известной певицей. Уже в 1957 году она становится лауреатом Московскогомеждународного фестиваля молодежи и студентов, на котором выступала с самодеятельным ансамблем «Первые шаги».

В этом же году участников этого коллектива пригласили выступить на мероприятиях VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве. Одному из руководителей «Первого шага» композитору Юрию Саульскому поручили создать джазовый оркестр: «Саульский должен был совершить почти невероятное. Страна, где джаз был загнан в угол, а потом спасался в подполье, обязана была показать миру, что джазовая музыка в СССР чуть ли не всенародно любимая, а джазмены - самые уважаемые музыканты». Вокалисткой в новый коллектив Саульский позвал Майю Кристалинскую - она умела почти без акцента петь песни на испанском и итальянском языках, спокойно реагировала на критику и быстро училась. На концертах певица исполнила «Колыбельную» и «Прощальную песню».

На одном из таких выступлений Кристалинская познакомилась со своим будущим мужем – писателем Аркадием Аркановым. Он вспоминал: «Расписываться нам назначили на первое июня. Можете себе представить, тридцатого апреля познакомились, на первое июня уже назначили запись». Их брак продлился меньше года – они развелись в марте 1958 года.

В составе джазового коллектива Саульского Майя Кристалинская стала лауреатом Всемирного фестиваля молодежи и получила серебряную медаль.

«Не всем членам жюри мы понравились - французский композитор Франсис Демарк сказал, что мы играем не совсем настоящий джаз, что это больше похоже на музыку варьете. В чем-то Демарк был, возможно, прав, знал бы он только, что еще года три назад такое звучание было в СССР крамольным». Вскоре коллектив был распущен, но Майя продолжала заниматься музыкой и выступать с различными оркестрами. Певице пришлось менять репертуар – после выхода статьи «Музыкальные стиляги» иностранные композиции почти не исполнялись. В это время Кристалинская познакомилась с композитором Э. Колмановским, пела его «Тишину» и «В нашем городе дождь». Она часто выступала на концертах, на встречах с иностранными делегациями.

С оркестром Лундстрема в 1958 году Кристалинская поехала в свои первые гастроли – на Украину. После возвращения из них она уволилась из конструкторского бюро Яковлева и решила сосредоточиться на работе в музыкальных коллективах. Вскоре ей предложили записать песню для кинофильма «Жажда» режиссера Евгения Ташкова. Стихи для композиции «Мы с тобой два берега» написал поэт А. Эшпай, а музыку – композитор Г. Поженян.

«Познакомившись с песней, всегда сдержанная Майя охнула и со свойственной ей непосредственностью сразу же предложила ее записать. Но в кино так не делается, надо знать, о чем фильм, знать характер героини, за которую она поет. Песню записали с трех дублей. Записав один, Майя его прослушивала, находила недостатки и предлагала новый дубль. Согласилась «утвердить» только третий. Певица вдруг обнаружила упрямство, которое помогло преодолеть неопытность, дав прекрасный результат. Фильм она увидела в первый же день его выхода на экран — в кинотеатре. Ей звонили, поздравляли, хотя в титрах ее фамилия не значилась. Узнавали по голосу»

Песня принесла Кристалинской всесоюзную славу, композицию выпустили на пластинках тиражом в семь миллионов экземпляров., пластинки быстро раскупались. певице пришлось уйти из коллектива Лундстрема: ее вместе со многими другими музыкантами сократили по распоряжению Всероссийского гастрольно-концертного объединения.

В декабре 1960 года Кристалинскую пригласили выступить на передаче «С добрым утром!», где она исполнила две песни – «Новогоднюю» и «Я иду». Она продолжала ездить на гастроли с разными музыкальными коллективами. В 1962 году, во время одной из поездок с джазовым ансамблем Рознера, Кристалинская простудилась. Уже после возвращения в Москву Рознер посоветовал ей обратиться к врачу – ему показалось, что певица не вылечилась до конца. В больнице у Кристалинской нашли раковую опухоль. А ей всего 29 лет. На некоторое время ей пришлось оставить выступления и лечиться, но почти сразу после выписки она вернулась в коллектив Рознера. На концертах исполнительница повязывала вокруг шеи косынку, чтобы скрыть от зрителей следы ожега от лучевой терапии. А женщины СССР так полюбили Майю за ее голос и исполнение песен ,что хотели ей во многом подражать, т.е. стали на шее завязывать косынки..это ведь модно и красиво. О болезни Кристалинской все узнали намного позже. Но она боролась со своей болезнью и продолжала петь. Григорий Горин как-то журналу «Юность» дал интервью:

«У Кристалинской сегодня концерт в Театре эстрады. Лечу в театр. Смотрю, там толпа. Думал, на похороны, а это за билетами!.. Прорвался в театр, сажусь в зале, вижу: выходит на сцену Кристалинская. Живая!!! У меня отлегло от сердца…».Вот такой была любовь к М.Кристалинской.

В первой половине 1960-х, несмотря на болезнь, Майя Кристалинская записывала много песен, среди которых «Падает снег», «В нашем городе дождь», «Добрый день», «Аист», «Топ, топ, топает малыш» и другие. Их крутили по радио, выпускали на пластинках. Певицу стали приглашать не только на передачу «С добрым утром», на «Голубой огонек» и «Песню года». Критики и коллеги писали об обаянии и искренности Кристалинской. И. Кобзон вспоминал: «Стоило Майюшке, как я ее называл, улыбнуться – появлялись ямочки на ее щеках, глазки такие прищуренные, и такая искренность, и сразу становится тепло, а когда Майечка начинала петь, хотелось бесконечно слушать ее…».

В 1965 году Майя Кристалинская исполнила песню А. Пахмутовой и Н. Добронравова «Нежность». Премьера состоялась на концерте в колонном зале Дома союзов. Ее начали крутить по радио, а режиссер Татьяна Лиознова включила композицию в фильм «Три тополя на Плющихе».

«Если вы спросите меня, какую идеальную песню мне хотелось бы спеть, я отвечу: такую, как «Нежность». Эта песня - своеобразный перелом в творчестве А. Пахмутовой. Я бы сказала — качественный перелом. Глубина, затаенность и сдержанность. Великолепная оркестровка, которая сама по себе произведение искусства, даже звучащая без вокальной картины, она будет всегда волновать», так говорилаМайя Кристалинская

Вскоре Кристалинская вышла замуж второй раз. Ее супругом стал скульптор Эдуард Барклай. Анисим Гиммерверт писал «Эдуард Максимович, человек необычайно отзывчивый, проявлявший и здесь широту, готовый всегда прийти на помощь человеку даже малознакомому, о Майе заботился особо». Они прожили в браке до смерти Барклая в 1984 году.

В апреле 1970 года председателем Государственного комитета по радио и телевещанию стал Сергей Лапин, который решил, что «евреев на праздничном экране быть не должно». Майю Кристалинскую почти перестали приглашать на телевидение, а в 1972 году ее выступление с песней «Кто отзовется?» вырезали из передачи «Песня года».

«Майя Кристалинская выступать стала меньше, просто перестали ее приглашать. Ее выступления включали иногда в дневные передачи по 2-й и 4-й программам, но взять ее в ведущие передачи было невозможно. А ведь исполнителям хотелось именно этого. Участие в них, особенно в «Голубом огоньке» или «Песне года», было как марка, как знак качества…», вот так один человек, который пришел на телевещание просто ломал жизни и судьбы людей.

Кристалинская продолжила выступать с концертами, которые теперь проходили на небольших площадках – фестивалях в парках, кинотеатрах. Иногда певица выезжала на гастроли по России. Она бывала в Туле, Рязани, Смоленске, ездила даже в небольшие города и деревни. Несколько раз ее отправляли за границу, Кристалинская выступала перед солдатами в гарнизонах в Венгрии и ГДР.

В 1974 году Майя Кристалинская стала заслуженной артисткой РСФСР. Однако ее так и не приглашали на телевидение и крупные концерты. Последние десять лет певица продолжала ездить с гастролями по регионам РСФСР.

В 1980-х у Кристалинской стали ухудшаться речь и координация. В 1984 году у певицы умер муж – Эдуард Барклай. После этого она попала в больницу. Иосиф Кобзон вспоминал: «Жутко, конечно, было смотреть на нее. Она очень хотела надписать мне свою новую пластинку, которая только вышла, но ей это было трудно. Я сказал: «Майюшка, ну чего ты мучаешься, вот поправишься, встанешь и надпишешь. Я в тебя верю, вся страна тебя ждет». Она заплакала и только сказала: «Нет, Иосиф». Весной 1985 года Кристалинскую выписали из больницы, однако лучшей ей не стало – певица потеряла речь. 19 июня 1985 года Майя умерла. Ее похоронили на Донском кладбище Москвы, во время гражданской панихиды звучали ее песни, гроб выносили под песню «Русь», а на могиле написали: «Ты не ушла, ты просто вышла, вернёшься — и опять споёшь».

Ее любили все в 60-х! Она входила песней в каждый дом

И пела о сибирских нам девчатах, о счастье, что осталось за углом

О снеге и ивановских ткачихах, о старом клене, нежности, дожде!

Так искренне, проникновенно, тихо, забыв на годы о своей беде.

И каждой песнею она общалась с нами, беседу задушевную вела.

Как будто с очень близкими друзьями, которым бы довериться могла!

И голос Майи камерно, негромко впивался каждым звуком в наши уши,

Интеллигентно, ласково и тонко в плен забирая и сердца и души!

Поделиться
© 2024. ДККТО

Создание сайта - bss70.ru

Яндекс.Метрика