52-62-97

52-66-53

г. Томск, ул. Гагарина, 38

Пн-Пт: с 09:00 до 18:00

перерыв с 13:00 до 14:00

​ДК «Настроение» приглашает вас на литературно-музыкальную гостиную «75 лет тишины».

Литературно-музыкальная гостиная «При свечах» «75 лет тишины»

Поверить трудно в это нам сегодня

Что семьдесят пять лет, уж, тишины.

Но все по-прежнему, оркестр сводный

Играет марш победной той войны.

В этом году наша страна отмечает 75-летие Победы над фашизмом. Какие страшные слова: война, фашизм, голод, смерть... Нет города, нет деревни,на территории нашей Родины, где бы не оставила следа эта война. Нет семьи, которой бы она не коснулась. А сколько похоронок, сколько слез…Страшно…

Но жизнь продолжалась. В годы Великой отечественной войны не ослабевал интерес и к настоящему искусству. Артистыдраматических и музыкальных театров, филармоний, концертные группы и агитбригады вносили свой вклад в общее дело борьбы с врагом. Все онипользовались огромной популярностью. Рискуя жизнью, эти люди своими выступлениями доказывали, что красота искусства жива, что убить ее невозможно.

Кто сказал, что на войне песня не нужна,

Тот не знает, как она для бойца важна

Прибаутка, шутка-друг помогают жить.

Ну, а песня для бойца, что воды испить.

Той живой воды, что нам силы придает,

А в недавний час беды - жизни сбережет.

В полдень, 22 июня 1941 года, радио принесло страшную весть: в 4 часа утра фашистская Германия вероломно пересекла границы нашей Родины.

Уже в самом начале войны звучала в репродукторах песня, которую многие из наших современников даже не слышали. Вот несколько строк той призывной песни.

Пролетают кони, да шляхом каменистым,

В стременах привстал передовой,

И поэскадронно бойцы-кавалеристы,

Подтянув поводья, вылетают в бой.

В бой за Родину, в бой за Сталина

Боевая честь нам дорога.

Кони сытые бьют копытами

Встретим мы по-сталински врага.

Своеобразным гимном Великой Отечественной войны стала созданная В.Лебедевым-Кумачом и А.Александровым песня «Священная война». Уже 24 июня1941 года одновременно газеты «Известия» и «Краснаязвезда» опубликовали стихи, начинавшиеся словами: «Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой…», стихи эти потребовали от поэта упорной работы. Хранящиеся в архиве черновики говорят о том, что автор не раз переписывал и дорабатывал отдельные строки и строфы, подчас заменяя целые четверостишия. Видимо, замысел этих стихов возник у поэта еще в предвоенную пору, По свидетельству Е.Долматовского, за несколько дней до вероломного нападения гитлеровских полчищ Лебедев - Кумач под впечатлением кинохроники, где показывались налеты фашистской авиации на города Испании и Польши, занес в свою записную книжку такие слова: «Не смеют крылья черные над Родиной летать…». Это стихотворение в газете прочитал руководитель Краснознаменного ансамбля песни и пляски Красной Армии А.В.Александров, оно произвело на него такое сильное впечатление, что он сразу сел за рояль и 25 июня он уже завершил работу над музыкой. На следующий день, придя на репетицию, композитор объявил - «Будем разучивать новую песню» - «Священная война».

https://youtu.be/pL34jpEEvDI


Он написал мелом на грифельной доске слова и ноты песни, печатать просто не было времени, все переписывали их в свои тетрадки. Еще день на репетицию с оркестром, и вечером она прозвучала на Белорусском вокзале, узловом пункте, откуда эшелоны уходили на фронт. Эта песня повторялась неоднократно. С ней солдаты уходили защищать Родину.

Передовой стала вся великая страна, объединенная одной бедой, породненная одной великой целью - выстоять, спасти и победить.

Песни военныхлет по праву можно назвать летописью Великой Отечественной. Они звучали буквально с первого и до последнего дня войны. Песни рождались на фронте и в тылу, поднимали бойцов в атаку, согревали сердце на привале, помогали выстоять, выжить и дождаться близких тем, кто ковал победу в тылу. Кто оставался у станков и в поле. Вложенные в солдатские треугольники, и другие самодельные конверты, песни пересылались с фронта в тыл и обратно, передавались из уст в уста. Такая замечательная песня как «Землянка»



только после долгих мытарств, пришла к своему исполнителю. Устное слово на фронте нередко заменяло газету и радио, будучи порой единственным средством информации. Поэтому полюбившиеся песни распространялись очень быстро. А мы с Вами вернемся к песне «В землянке». И я Вам расскажу ту невероятную историю, которая произошла с этой песней. Поэт А.Сурков писал жене письмо на КП возле Волоколамского шоссе. Тревога, артналет. Оставив письмо, побежал в укрытие. Кто-то из офицеров штаба переписал текст и послал своей жене. И вдруг А.Сурков по радио слышит на мелодию К. Листова песню «Бьется в тесной печурке огонь». Это было в самом начале 1942 года в разгар разгрома немецко-фашистских захватчиков под Москвой.

Я вам сейчас прочитаю отрывок из письма Ветерана Труда Анатолия Афонасьевича Толкачева: «...Помню военные годы. Почти в каждую семью входила смерть. И вот появлялся на улице слепой гармонист, и с окрестных домов, бараков собирались люди и слушали, и клали «пятаки и трешки» в банку, прикрепленную к гармошке... Нет, не ради жалости к исполнителю, а ради памяти погибших, о которых в песнях сообщал этот музыкант. Люди слушали: и у каждого всплывал в памяти образ любимого человека, будь то муж, брат, сын. И вот отыграл гармонист и пошел на другую улицу, а у слушателей теплей, просветлённей стали лица. Как будто души убиенных встретились с их душами. И от этого живым становилось легче жить, преодолевать трудности. Вот, что значит хорошая песня, которая льется из самой души». Не забываемы песни в исполнении Лидии Руслановой и Клавдии Шульженко, Леонида Утесова и Марка Бернеса. На фронте, особенно после боя,душа вдвойне просила музыки.

В 1943 году 19 апреля в газете «Правда» были опубликованы стихи Михаила Исаковского - «Огонек», с подзаголовком «Песня», но нот не прилагалось. К «Огоньку» музыку стали сочинять и подбирать повсюду и все - профессиональные композиторы и самодеятельные, дирижеры, музыканты и певцы. Много было версий музыки, но прижилась музыка неизвестного композитора, а так как песню исполнял народ, она стала народной, эту песню пели на всех фронтах. Она мгновенно распространилась и закрепилась в памяти народной. А эта песня – «На позицию девушка провожала бойца».

Да, великие песни, великие люди, великие голоса. «...В разгар боя к нам в полк с концертом приехала Лидия Русланова. Мы все подумали: «до концерта ли нам теперь?»... Но вот по громкоговорителю было объявлено, что сейчас будет выступать Русланова, а ее все хорошо знали. Немцы стояли от нас в метрах 150-200, когда зазвучал ее голос, все выстрелы с той и другой стороны прекратились в раз. В сопровождении баяна она запела «Окрасился месяц багрянцем». Так на передовой была тишина - муху услышишь! Наши наблюдатели докладывали, что все немцы высыпали в траншеи и, задрав головы, слушали нашу Лидию Русланову». Это была выдержка из письма ветерана Великой Отечественной войны-Андрея Васильевича Коновалова из Казахстана. Вот такую магическую силу имела песня на войне. И не прав тот, кто сказал: «Когда говорят пушки, то музы молчат». Все в этом убедились не раз.

Через годы, через расстоянья

На любой дороге, в стороне любой

Песне ты не скажешь «До свиданья»,

Песня не прощается с тобой.

Всем доброго здоровья на долгие годы и пускайпесни Вам дарят только хорошие воспоминания и приятные минуты. И пусть тишина продлится на многие десятилетия и сотни лет.

Поделиться
© 2024. ДККТО

Создание сайта - bss70.ru

Яндекс.Метрика