VII Фестиваль "Хрустальный Томск"
БЛИЦ-ТУРНИР
В воскресенье вечером на площади Ново-Соборная в Томске торжественно зажгли огни на главной городской елке. В одно время с 24-метровым новогодним символом в городе зажглись елки в районных ледовых городках и вся уличная иллюминация.
Торжественная церемония зажжения новогодней ели прошла в первый день фестиваля ледовой скульптуры «Хрустальный Томск». Участников фестиваля и гостей площади Ново-Соборная поприветствовал и.о. мэра Томска Михаил Ратнер.
«Седьмой раз мы устраиваем в самом центре Томска этот великолепный праздник - праздник льда и света, творчества и таланта, мастерства и позитивного настроения. Здесь есть всё для того, чтобы за шесть дней создать на этой площади ледяные композиции, которые будут восхищать нас до весны. Начало уже положено в ходе состоявшегося блиц-турнира. Все мы имеем возможность удостовериться – здесь собрались настоящие мастера своего дела!», - отметил Михаил Ратнер.
И.о. мэра также поздравил победителей блиц-турнира фестиваля. Первое место заняла команда «Плантация» из Хабаровска. За четыре часа им удалось вырезать сказочную Птицу Гамаюн, доставшуюся в ходе жеребьевки.
Второе место заняла команда из Якутска «Золотые крылья» с фигурой медведя «Топтыгин».
Третье место - команда из Перми «Звучание зимы» с фигурой «Конек-горбунок».
Напомним, мастера за четыре часа должны были вырезать изо льда образы сказочных героев России, доставшиеся им в ходе жеребьевки.
Композиция «Небесная кобылица» стала победителем фестиваля «Хрустальный Томск – 2021». Ледяную скульптуру изготовили мастера из Якутска.
Седьмой традиционный фестиваль ледовой скульптуры «Хрустальный Томск» прошел в городе с 12 по 18 декабря. В этот раз темой фестиваля стало «Народное искусство и нематериальное культурное наследие народов», поскольку 2022 год в России объявлен Годом народного искусства.
Участниками фестиваля стали 16 команд, в составе которых — 32 мастера из разных уголков России: Томска, Якутска, Хабаровска, Иркутска, Перми, Кызыла, Северска, Екатеринбурга, Санкт-Петербурга и Москвы.
Всего в рамках фестиваля изготовлено 16 больших фигур и 16 малых фигур в рамках блиц-турнира, который проходил 12 декабря. Для создания скульптур было подготовлено 376 ледяных блоков общей массой 156 тонн.
В субботу, 18 декабря, на Новособорной площади состоялось подведение итогов фестиваля.
«Фестиваль закончился, наступает новый этап: площадь Новособорная из мастерской превращается в самый настоящий выставочный зал под открытым небом. Мы с вами будем любоваться готовыми скульптурами, каждая из которых по-своему прекрасна и неповторима», — сказал на церемонии награждения и.о. мэра Томска Михаил Ратнер.
Первое место и сертификат на сумму 100 тысяч рублей завоевали мастера из Якутска (команда «Рок»), которые изготовили композицию «Небесная кобылица».
Дипломы за второе место получили две команды — «Леко» из Якутска (скульптура «Печка самоходная») и «Плантация» из Хабаровска (скульптура «Полет шмеля»). За второе место предусмотрена награда в 75 тысяч рублей каждой команде.
Третье место так же у двух команд — дипломы и сертификаты на 50 тысяч рублей получили мастера из Томска (команда «Снежинка»), которые изготовили композицию «Из пруда без труда», и скульпторы из Якутска (команда «Золотые крылья») с композицией «Туйаарыма Куо».
Работы участников «Хрустального Томска» будут украшать площадь Новособорную до весны.
Команда "РоК" (Якутск) - Первое место!
«Небесная кобылица»
Дыырай Бэргэн — главный герой одноименного олонхо, отверженный потомок божеств, поселенный в Среднем мире за поступок, совершенный им еще до рождения в утробе матери: когда беременная дочь Үрүн Айыы Тойона подносила ритуальный кубок отцу, ребенок пинком расплескал кумыс, и в этот год погибло много детей, жеребят и телят. Разгневанный верховный небожитель решил еще неродившегося внука изгнать из Верхнего Мира. Мать Дыырай Бэргэна превратили в кобылу и спустили в Средний мир, и она у священного дерева Аал Кудук (Луук) Мас разрешилась недоношенным ребенком. Дыырай Бэргэн был воспитан духом-хозяйкой страны и наречен ею именем - сын лошади Дыырай Бэргэн.
Команда "Плантация" (Хабаровск) - Второе место!
«Полет шмеля»
Тема фольклора, народных традиций и мотивов органически сливаются в единое целое в произведении А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане», на сюжет которой Н.А. Римский-Корсаков написал сказочную оперу.
«Полет шмеля» – это виртуозная миниатюра из всемирно известной оперы, в которой авторское и фольклорное начало получают новое видение, звучание, осмысление. Композитор за две минуты искусно изобразил жужжание мохнатого насекомого, использовав бешенный темп исполнения. Это произведение способно также быстро «окунуть» нас в былые времена, напомнить о русских обычаях, традициях, знаниях и навыках.
Команда "Локо" (Якутск) - Второе место!
«Печка самоходная»
Печь является одним из основных элементов русских сказаний. Скоморохи верхом на печке то дудят, то свистят, то танцуют да потешают добрых людей. Старший скоморох куклами забавляет, острым словом народ смешит, а Петрушка за невестой спешит. Ну, а печка-то у молодцев не простая, а самоходная, да расписная. Мы из века в век, а они с нами на печке своей самоходной да расписной. Не дают нам забыться, от теплоты удалиться, да задор растерять в стуже зимней, в морозе сибирском. Подвязались они к душам, привязались крепко к сердцам, и куда ни пойдет русский народ, с ним и печка самоходная и скоморохи удалые.
Команда "Снежинка" (Томск) - Третье место!
«Из пруда – без труда»
Есть старая пословица – «без труда не вытащишь и рыбку из пруда». О чем же говорит данная пословица, к чему призывает? Все предельно просто! В ней говорится о том, что для благоприятного исхода любого дела нужно трудиться. Работа, хотим мы этого или нет, требует тщательного планирования, длительного кропотливого труда и большой усидчивости. Ничего нельзя получить просто так, не прилагая совершенно никаких усилий.
Скульпторы взяли первое и последнее слово из выражения - смысл поменялся на противоположный, а суть того, что получилось, попытались передать в своей композиции.
Команда "Золотые крылья" (Якутск) - Третье место!
«Туйаарыма Куо»
Туйаарыма Куо считается символом якутской красоты. В образе этой героини якутский народ воссоздал идеальный образ женщины, воплощение мирной и счастливой жизни.
В представленной работе душа Туйаарымы Куо превращается в птицу-стерха и является во сне Нюргун Боотуру: «Несказанная красота – светлая духом, смелая сердцем, лучшая девушка в трех мирах. Словно рассвет весеннего дня, блистая, стояла она; словно ясный свет осеннего дня, все вокруг озаряя, стояла она».
Команда "Россия-Сербия" ( Москва, Санкт-Петербург)
«Русалка в лодке»
Русалка – один из самых популярных фольклорных персонажей многих народов мира. Считается, что она обладает чертами невинности, грусти, иногда озорства. По легендам, русалка связана с культом растений, духом воды и является покровительницей всего зелёного и живого. Она плывет на лодке по неспокойной воде, с развевающимися волосами на сильном ветру, словно ищет что-то или хочет убежать от чего-то.
Команда "Лада" (Москва,Томск)
«Древо мира»
Древо Мира есть в культурах практически всех народов, оно символизирует собой сакральный центр вселенной, объединяющий все сферы мироздания.
Считается, что Древо показывает неделимость и взаимодействие с внешним миром: корнями оно уходит в землю, показывая свое земное начало и опыт предков; стволом оно прорастает в настоящем, показывая свою крепость здесь и сейчас; кроной Древо тянется в небо к Солнцу показывая, что от него зависит вся жизнь.
Древо Мира– это метафора происхождения человека, жизни и мира в целом.
Команда "Ветер странствий" (Иркутск)
«Кружевная песня»
Одним из самых знаковых культурных элементов России является деревянное зодчество: испокон веков люди украшали свои дома резными узорами. Так и город Томск был построен и украшен зодчими. Популярными элементами были цветочные орнаменты, изображения животных и птиц. Считалось, что все это служило не только как украшение, но и как оберег.
Птица Гамаюн в славянской мифологии посланница богов, их глашатай. Она поет людям божественные гимны и возвещает будущее тем, кто согласен слушать тайное.
Команда "Каменный цветок" (Екатеринбург)
«Берегиня Юганская»
В глубине густой тайги, в рубленой избе живет прекрасная богиня, добрая ведунья Берегиня Юганская. Воплощение женственности, мудрости и доброты. Испокон веков люди верили, что Берегиня является покровительницей природы и всех живых созданий, зверей и птиц земли Юганской. Она оберегает от неверного пути через реки и болота, становится невидимым проводником и спасителем для человека чистого душою. Защищает бескрайние просторы Васюганских болот и уникальный природный мир Юганского заповедника.
Команда "Звучание зимы" (Пермь)
«Волшебный бубен Человека-Совы» («Девочка и песец». Северная сказка)
В одной деревне жила девочка. Однажды началась сильная метель, которая никак не заканчивалась. Девочка решила отыскать причину такой сильной метели и отправилась на поиски, но заблудилась и потеряла дорогу. В своих приключениях она познакомилась с песцом, который помог ей в трудную минуту, а затем они вместе отправились путешествовать. По пути герои встретили Человека-Сову, потерявшего свой волшебный бубен, за которым герои и отправились все вместе. С помощью хитрости и ловкости они вернули бубен Человеку-Сове, он был счастлив и подарил девочке подарок: спел волшебную песню под игру бубна.
Команда "ХОТУН" (Якутск)
«Рождение легенды»
Во всех олонхо говорится о трехмерном делении Мироздания, но это только условное разделение, и каждый мир имеет несколько ярусов. Эти ярусы Вселенной соединяет в единое целое Священное Древо Аал Луук Мас – существо мыслящее и нравственное, которое заботится о благополучии всех живых существ. Мировое Древо держит всю Вселенную, упорядочивает мир. На ветвях Аал Луук Мас зарождаются души еще не родившихся детей, а на самых высоких ветвях висят железные колыбели, в которых рождаются души шаманов. Пока стоит крепко Аал Луук Мас, мир прочен и упорядочен.
Команда "Алмаз" (Якутск)
«Дух-покровитель рек и озер»
Якутия по праву считается страной тысяч озер. В озерах водятся в изобилии караси и вьюны. Реки богаты разнообразной рыбой. Для якутских хозяйств с давних времен большое значение имело озерное рыболовство. Дух-покровитель Күөх Боллох представляется добродушным стариком, одетым в рыбью чешую или сети, с волосами и бородой из водорослей. Существует поверье, что нельзя ронять в прорубь железные предметы, чтобы не поранить духа-хозяина воды. Духи-хозяева водоемов могут лишить рыбаков удачи и оставить их без улова.
Команда "Амурские волны" (Хабаровск)
«Сотворение мира»
Один из мифов из культуры коряков повествует:
«Давным-давно весь мир пребывал во сне, везде было темно и холодно. Солнце, Луна и звёзды были спрятаны в мячах в жилище Женщины-духа. Ворон решил освободить светила, хотя никак не мог попасть в ярангу Женщины. И тогда Ворон решил превратиться в хвоинку и упал в воду. Женщина-дух зачерпнула воды ведром и поймала Ворона. Придя домой, она выпила воду вместе с хвоинкой и забеременела, а через некоторое время родила Ворона. Новорождённый Ворон попросил мячи поиграть, а получив их, разорвал клювом оболочку и выпустил светила. Солнце опалило Ворона, и он почернел. Но он даровал нашему миру Солнце, Луну и звезды, и мир стал таким, каким мы его знаем».
Команда "ДримТим" (Санкт-Петербург)
«Оживление»
В традиционном мировоззрении селькупов с древности прослеживается идея познания себя через окружающий мир. Одним из интереснейших обычаев у этого народа был процесс оживления бубна.
В представлении селькупов бубен - это олень, доставляющий шамана на небо к магическим защитникам. Церемония оживления бубна всегда совершалась после прилёта птиц весной и символизировала перемещение на юг, туда, где тепло и солнечно. Также, в церемонии использовали огонь, который селькупы особо почитали. Они верили, что в нём живёт Дух, который им управляет. С помощью таких церемоний и обрядов селькупы воздавали почести своим предкам.
Команда "Скиф" (Кызыл)
«Хозяин озера Бай Хол»
По легенде, на том месте, где сейчас озеро Байкал, был дремучий лес. Птиц и зверей в этом лесу было так много, что человеку было трудно пройти.
Но однажды огромные быки вышли из Монголии, где они выпили всю воду и отправились ее искать в другие земли. Один бык, умирая от жажды, уткнулся в утес и окаменел. А другой дошел до истока Ангары, выпил всю реку и уснул. Но ночью Байкал вновь наполнил Ангару водой, и бык оказался под водой. Он и сейчас виден, точнее, виден его рог, напоминающий остроконечную скалу.
По утрам бык выходит из глубин озера в сопровождении девушки, играющей на национальном инструменте. Считается, что тот, кто увидел хозяина озера Бай Хол, будет счастлив всю свою жизнь.
Команда "Красавица и чудовище" (Северск)
«Умай»
Умай - древнейшее женское божество тюркских и монгольских народов, чудесная волшебная птица, приносящая удачу, почет и славу. Также, Умай — покровительница детей и рожениц, божественная супруга верховного божества Верхнего мира - Тенгри (Небо).
По легенде, на Белой горе живёт лебединая богиня, прекрасная, как лучи утреннего солнца, светлая, как свежие горные снега. Своими белоснежными заботливыми крыльями Умай укрывает горы Алтая. Умай в образе лебедицы могла плавать по воде, ходить по земле и подниматься в небо. В честь Умай в переднем углу юрты подвешивали вместе с другими изображениями куколку, сшитую из синей материи, которую кормили кашицей, если ребёнок заболевал.